Меню

Праздники 26.03.2021

Когда и какого числа будет Вербное воскресенье в 2023 году

Светлому Христову воскресенью предшествует значимое для христиан торжество. Согласно церковным канонам оно называется Вход Господень в Иерусалим, а в народе известно как Вербное воскресенье. Дата знаменательна своей историей, обычаями и обрядами. Православные чтут традиции, соблюдают правила, готовясь к Страстной неделе и празднованию Пасхи.

Когда будет Вербное воскресенье в 2023 году

Количество великих (двунадесятых) праздников, посвященных жизни Спасителя и Богородицы на земле, в православии равняется двенадцати. Среди них – отмечаемый в шестой воскресный день Великого поста праздник Входа Господня в Иерусалим. В Типиконе – Богослужебном уставе, торжество отмечено красным крестом в круге, означающем величие дня.

В просторечии событие больше известно как Вербное воскресенье, так как основным символом празднества являются веточки вербы. Дата зависит от дня празднования Светлого Христова воскресенья, поэтому каждый год приходится на разное число. Преходящие праздники не имеют фиксированной даты, рассчитываются согласно лунно-солнечному календарю.

В православии пользуются юлианским календарем, в католичестве – григорианским. Поэтому даты праздников не совпадают, хотя бывают исключения и в некоторые годы Пасху отмечают в один день.

Вход Господень в Иерусалим предшествует Пасхе, приходится на шестое воскресенье Поста. Поэтому расчет конкретной даты прост, и если в 2023 году православные верующие готовятся отметить Пасху 17 апреля, то Вербное воскресенье будет 10 апреля.

Празднуете ли вы Вербное воскресенье?
Да, обязательно, с посещением службы в храме
8.33%
В храм не хожу, но веточки вербы обязательно ставлю в доме
83.33%
Не соблюдаю праздники по церковному календарю
8.33%
Проголосовало: 12

Из истории торжества

По канонам богослужебных книг предшествующая празднику неделя называется Цветоносной, а также неделей ваий. История происхождения и празднования торжества – давняя, описанная евангелистами Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном. Описание события отличается лишь мелкими деталями, в целом повествования полностью совпадают.

В 30 году нашей эры Иисус побывал в небольшом городке Вифании, расположенном неподалеку от Иерусалима. Там его ученики взяли молодого осла и ослицу, при этом хозяева животных ни словом, ни делом не чинили препятствий. Сев на осла поверх постеленных одежд, Христос направляется в Иерусалим. Встречающиеся по дороге люди громко приветствовали Иисуса, вознося ему восхваления.

На осле Христос въезжает в ворота города, при этом горожане радостными криками возвещали о Спасителе. На дорогу кидали одежды, устилали путь пальмовыми ветками, что было принято при встрече особо чтимых персон. Неслучаен выбор Христом в качестве животного именно осла – животного, которое высоко почиталось на Востоке как символ мира. Полководцы традиционно въезжали в захваченные города и поселения на лошадях и богато украшенных колесницах. Иисус показывал, что идет в Иерусалим с миром, а толпа восторженно приветствовала Мессию.

Христос изгнал из городского храма торговцев и ростовщиков, чудесным образом исцелил обратившихся к нему слепых и хромых, и после всего покинул город, отправившись обратно в Вифанию. Иудеи признали Иисуса Спасителем, ликовали и радовались, и только сам Христос знал, что эти же горожане через несколько дней будут требовать его смерти. Символичность праздника – в вере в добро, в снисходительности к людским мыслям и поступкам, во всепрощении.

Как празднество, событие отмечается примерно с IV века. Об этом свидетельствуют записи в трудах Епифания Кипрского, изображения на древних саркофагах IV века. Празднуется в православии, католичестве, а также верующими группы древних восточных церквей и протестантами.

Празднование в России

На Руси, согласно историческим источникам, событие праздновали с X века. Верования, а также отдельные обряды и традиции славян-язычников, как и во многих других праздниках, переплелись с христианскими канонами.

В холодном климате пальмы не растут, поэтому ветви этого дерева заменили на вербочки. Отсюда и народное название – Вербное воскресенье, привычное слуху русских людей. Еще в языческие времена веткам ивы придавали особое значение, считая их предвестниками весны.

Вербой называют некоторые виды растений, относящихся к роду Ивы. Ранней весной на ветвях появляются миниатюрные бело-серые пушистые почки – мужские цветочки. Со временем они пушатся, слегка удлиняются и покрываются желтоватой пыльцой. Именно эти веточки, с пушистыми почками («барашками», «котиками») срезают к празднику верующие.

С давних пор вербу считали магическим растением, обладающим целительной энергией, защищающим от сглаза и порчи, помогающим от бесплодия. В православной традиции вайи (пальмовые ветви) заменены вербовыми, поэтому при богослужении читают особую молитву и окропляют иву святой водой.

Предшествует торжеству Лазарева суббота, но официально в Русской Православной церкви праздник не имеет предпразднства. Отсутствует и попразднство, так как после торжества наступает Страстная неделя. В православных храмах на Руси и сейчас в России обязательно проходит всенощное бдение, а затем утрена. Освященные букетики верующие приносят домой, ставят в «красный угол» к иконам, а прошлогодние веточки сжигают.

Примерно до XVII века во многих крупных городах при храмах существовал обычай выезда на крестном ходе главных иерархов церкви. В Москве такой выезд по особому маршруту совершал патриарх, ехавший на молодом жеребце светлой масти. Животное символизировало осла, на котором въезжал в Иерусалимские врата Мессия. Но после традиция выезда была упразднена.

В честь знаменательного события на Руси и в России строились и освящались храмы. Среди самых известных – придел Покровского собора на Красной площади в столице (известный как храм Василия Блаженного), придел Благовещенского собора Московского Кремля, придел Успенского храма в Белозерске, собор в Юрьевце и другие.

Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье

Приходящийся на шестое воскресенье Поста праздник считается одним из значимых в православном календаре. Поэтому, как и в другие большие торжества, верующим запрещалось работать в поле, по хозяйству, на подворье. Женщинам нельзя было рукодельничать, заниматься домашней уборкой.

Не приветствуются конфликты и скандалы, ссоры и выяснение отношений. Рекомендуется проводить праздный день в молитвах, размышлениях, в светлой радости, с обязательным посещением церковных служб. Еду на праздничный стол готовят заранее, в воскресенье только угощаются и потчуют приходящих гостей, родню.

Раньше в этот день запрещалось стричь волосы, мытья в бане. Традиции остались, поэтому православные стараются совершить все дела до выходного. Не начинают важные дела и проекты, откладывая работу на последующие дни.

Праздник в народных традициях

Принятые в православии обряды праздничного дня тесно связаны с языческими верованиями. И хотя некоторые из них не поощряются официальной церковью, в быту они прижились.

В сельской местности за ветками отправлялись накануне торжества – на опушки лесов, к рекам, принося домой букетики верб. Затем веточки брали на службу, где обязательно освящали. В городах в старину устраивали вербные базары, на которых с лотков продавали букетики ивы с «сережками», а также всевозможные сласти, сувениры, гостинцы. В наши дни веточки также можно купить на рынках, хотя считается, что лучше нарезать ветки самостоятельно или приобрести вербу в храмах.

После освящения веточки приносили домой, ставили возле икон. В некоторых местностях пушистые «сережки» добавляли в еду, кормили скот, надеясь, что так защищают себя и животных от болезней, плохой энергии, дурного глаза. Традиционно букетиками окропляли домашний скот, веточкой освященной ивы выгоняли скот в первый раз весной на пастбище.

Букетики хранят возле икон ровно год, после чего сжигают или выбрасывают в речку. Считается, что вербы забирают себе негатив, потому просто выбрасывать нельзя.

Освященные с вечера пушистые почки хозяйки накануне праздника запекали в печеные шарики или пирожки. Кому попадется заветный пирожок, то будет здоровым и счастливым. Также по традиции после церковной службы освященными букетиками слегка хлестали членов семьи, веря, что изгоняют порчу, сглаз, болезни. Били и приговаривали: «Будь здоров, как вербочка!». Хлестали взрослых и детей, коров и коз, а в некоторых регионах – даже землю, надеясь, что такой обряд способствует плодородию и большим урожаям.

Праздничный стол был скромным, готовилась только постная пища. Правда, в торжество разрешались некоторые послабления: в субботу можно было вкушать икру, в воскресенье – рыбные блюда и немного красного вина. Шумные застолья и веселье, равно как и алкоголь, не приветствовались, все-таки за празднеством начиналась Страстная седмица, поэтому отмечали тихо, в семейном кругу или с приглашением близких родственников.

Обязательно раздавали милостыню, привечали убогих и нищих. Ветки с вербой в праздник расставляли по разным помещениям в доме, выбирая светлые места. Затем собирали в связочки и убирали за иконы. В последующие дни и месяцы использовали пушистые почки для разных обрядов:

  • укладывали сверху на тесто для хлеба, веря, что квашня поднимется быстро, а выпечка будет вкусной и полезной;
  • затапливали печку в праздничные дни;
  • жевали для лечения горла;
  • молодые девушки и замужние женщины запаривали «сережки» в воде и умывались – для красоты и здоровья;
  • в сильную грозу и ливни бросали в сторону туч, прося небесные силы отвести стихию от жилища;
  • кидали веточки в огонь на пожарах, веря, что благодаря своей позитивной энергии верба уменьшит пламя;
  • готовили обереги – вербовые веночки и носили их с собой как талисман.

Почки добавляли в воду, которую пили при зубной боли или купали в ней детей, заболевших простудой или другой болезнью.

Приметы и поговорки

С большим праздником связано немало примет и интересных поговорок. В народе от стариков к молодым переходили пословицы, наблюдения за погодными явлениями в этот период.

Наблюдали за цветущими кустами ивы: если «сережки» располагаются в верхней части кроны, значит, первые урожаи будут хорошими. Если же усыпана пушистыми почками в основном нижняя часть, порадует лишь последний сбор урожая.

Приметы:

  • холодная погода на праздник – к хорошему урожаю яровых хлебов;
  • ясный и солнечный день предвещал жаркое лето;
  • теплый день на торжество – в садах будет много плодов;
  • с утра льет дождь – на радость огородникам. Считается, что осадки на Вербное – к щедрым урожаям овощей.

Из далекой старины дошли до нашего времени связанные с большим праздником поговорки и пословицы. Раньше говорили так:

  • «За Вербным распутица идет, гонит с рек последний лед» – то есть обычно в это время реки вскрываются ото льда, начинается половодье;
  • «Святой Лазарь за вербой лазил» – о субботе, предшествующей празднику;
  • «Без вербы нет весны»;
  • «Где вода, там и верба, а где верба – там вода»;
  • «Не верба бьет, а старый грех»;
  • «С вербой и зиме не сладить»;
  • «Верба – что трава. Ее косишь, а она сызнова растет» – о живучести растения;
  • «На вербе пушок, значит – весна под шесток»;
  • «На Вербное – сани покинь, а телегу подвинь». Завершался санный путь, готовили телеги: снаряжали оглобли, колеса;
  • «Верба красна – бьет напрасно, а верба бела – бьет за дело».

Примечали, что если молодая девушка в этот день будет думать о любимом, то суженый обязательно придет с визитом или даст весточку о себе.

Доброе и светлое торжество особо почитается верующими. В Вербное воскресенье принято ходить в храмы, совершать молитвы, освящать букетики ивы. Важно приготовиться к великому празднику Светлой Пасхи, соблюдая древние традиции и верования, украсить дом веточками вербы, знаменующими радость, пробуждение природы, встречу весны.

Распечатать
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вербное воскресеньеВербное воскресенье

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Adblock
detector