Какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2023 году – история и традиции праздника
В православии особо чтимые двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные. Во второй половине сентября верующие празднуют большое торжество, связанное с рождением Матери Божьей. Это Богородичный праздник, пышно отмечаемый в храмах торжественными богослужениями и обязательными песнопениями.
Тем, кто соблюдает традиции и обряды, важно знать, на какой день приходится праздник. Это позволит спланировать дела, не забыть поздравить близких, понаблюдать за погодными явлениями и приметами.
Содержание:
Когда и какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2023 году
Большой праздник относится к двунадесятым, входит в число самых почитаемых торжеств в православии. В списке из двенадцати памятных дат присутствуют как непереходящие (с фиксированной датой), так и переходящие праздники. Рождество Матери Божьей – событие с фиксированным числом, приходится по новому стилю на 21 сентября.
По правилам старого летоисчисления Рождение Девы Марии отмечается 8 сентября, но так как у нас в ходу григорианский календарь, то православные отмечают торжество 21 сентября.
Для многих храмов в России Рождество Богородицы – престольный праздник. Это означает, что сооружение освящено в честь этого события, поэтому прихожане традиционно справляют торжество масштабно, с проведением крестного хода, окроплением святой водой домов, хозяйственных построек, полей, лугов. Среди храмов с престольным праздником Рождества Матери Божьей – церкви в Каргополе, Тюмени, Самаре, Керчи, Калининграде. Отмечают торжество монастырские обители: Рождества Богородицы в Боголюбово (Владимирская область), Туле, Ростове (Ярославская область), пустыни в Барятино (Калужская область), Лукьянцево (Владимирская область).
Из истории праздничного дня
Двунадесятые Богородичные празднества связаны с событиями земного бытия Девы Марии. Рождество – один из таких дней, при этом о самом событии в Новом Завете не говорится. Предание о рождении приводится в Протоевангелии Иакова (II век).
Статус праздника приобрело примерно во второй половине V века. Но широко отмечаться в Византии стало лишь с VII века (данные из письменных источников). В католичестве празднество стало официальным примерно с XIII века. В трудах патриарха Константинополя Прокла, а также в богослужебной книге папы Римского Геласия приводится информация о праздновании Рождества Девы Марии в Византии и в Ватикане.
В Церковном Предании даны сведения о родителях Марии – благочестивых Анне и Иоакиме, проживавших в Иерусалиме. Их семейная жизнь проходила в трудах, смирении, и омрачалась лишь одним – отсутствием детей. Но, несмотря на преклонные годы, серьезное общественное порицание, супруги не теряли веры в то, что дети будут.
Было даже принято решение об удалении Иоакима в пустыню – для молитв, для просьб высшим силам о даровании потомства. И в один день одновременно супругам произошло явление ангела, принесшего добрую весть. Иоакиму и Анне было сообщено, что Господь услышал их молитвенные обращения, у супругов будет ребенок. При этом ангел возвестил о том, что про потомство благоверных будут говорить во всем мире. Через положенный срок у праведников родилась дочь, нареченная Марией. Благодарные родители дали обет посвятить свою доченьку Богу, передав ее для служения в храм Иерусалима.
Рождество Богородицы – особенный день, отмечаемый во второй половине сентября. Это время последних теплых деньков, первых холодов, предвещающих скорый приход зимы. И пусть торжество не так масштабно, как Рождество Христа в январе, но оно так же почитаемо и свято. Рождение девочки, которая своим появлением учит православных христиан скромности, светлой радости и тишине души.
Обряды и традиции на Рождество Богородицы
В двунадесятый праздник тесно переплелись христианские правила и языческие верования. Славяне традиционно в эти дни отмечали Осенины, знаменующие завершение сбора урожая. Славили Землю-Матушку, благодарили за дары, за плодородие, за защиту и покровительство.
Богородица в православии издавна воспринималась как защитница, поэтому славянские воззрения о благодарении Земли-кормилицы воспринимались как само собой разумеющееся. Поэтому в традициях торжества мирно соседствуют языческие обряды и христианские догматы. И хотя официальная церковь не одобряет многие древние ритуалы с оберегами, гаданиями, в народе они живут.
С утра многие женщины спешили к рекам или озерам, чтобы умыться, угостить пришедших с округи молодых и пожилых знакомых караваем или вкусным киселем. Кисель традиционно варили овсяный, потчевали с приговорами и прибаутками. Остатки хлеба не выбрасывали, приносили домой, скармливали скотине. По поверьям, это приносило в дом достаток, хранило домашний скот от болезней и сглаза.
Обязательное правило – посещение храма. Многие отправлялись в церковь накануне, стояли всенощную. В службы праздника входят:
- стихеры;
- каноны Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, патриарха Германа;
- тропарь.
Другие названия праздника – Спожинки, Малая Пречистая, Оспожники.
В церквях усердно молились, славили Матерь Божью, обращались с просьбами о защите, помощи, милосердии. После службы ставили перед иконой Богоматери свечу, благодарили за помощь, молили о здоровье родных, детей.
Сельскохозяйственные работы откладывали на другие дни. Праздник хоть и не отмечали с размахом, но старались заранее приготовить вкусные блюда, угощения для нищих. Не принято было приглашать в гости, так как считалось само собой разумеющимся посещать молодоженов, родственников. Подарков не дарили, обходились угощениями.
Традиционно раздавали милостыню, привечали всех, кто заходил в дом. Грехом считалось не поделиться едой с нищими, нуждающимися. Щедрое угощение привлекало в дом достаток и благополучие, согласие и лад в семейной жизни. Если же хозяева скуповаты, то не стоит ждать потомства, материального благополучия.
Для хозяюшек, приготовивших вкусные и богатые угощения, гости по традиции оставляли платок. Это означало, что застолье понравилось. Если же кушаний на столе было мало, или блюда были невкусные, оставляли кнут. Намёк простой: хозяин должен научить супругу готовить.
Родители посещали семьи замужних и женатых детей, приносили небольшие подарки внукам. По традиции обязательно навещали молодоженов, но и пары, прожившие вместе несколько лет, также не обходили стороной. Вели за столом степенные беседы, расспрашивали об урожае, хозяйстве, домашней скотине. Из поколения в поколение в таких беседах передавали опыт, делились советами, рассказывали, как сделать лучше.
Так как Богородичные торжества – семейные, то с ответными визитами к родителям приходили семейные пары детей. Приносили с собой освященные в церкви хлебцы нового урожая, дарили родне. Хлебцы хранили под образами, давали больным, считая, что сдоба обладает целительной силой. Молодые женщины подвязывались тесьмой или поясом с вышитыми буквами «Б» и «Р» (в честь Рождества Богородицы). Украшения защищали от недоброго взгляда, темных сил. Развязался кушак – рядом завистники и надо быть осторожной. Если же тесьма или пояс держались крепко, значит – рядом только добрые родные люди, не желающие зла.
На Осенины жгли старые одежды, добывали новый огонь в избах. Детей на пороге обливали освященной водицей, оберегая от сглаза и болезней. Во многих регионах было принято накрывать общие столы (устраивать складчину), варить к празднику пиво, готовить студень. Если урожай был богат, застолья собирали до самого Покрова (14 октября). При этом не забывали в будни про работу, хотя основные дела были завершены. В приходах, где праздник считался престольным, к этим дням приурочивали ярмарки и осенние торги.
Молодежь с этого периода постепенно перебиралась с улицы в избы, завершая время хороводов и гуляний возле рек, озер. Наступали холодные и дождливые дни, поэтому посиделки проводили в домах. Дозволяли сидеть с «огнем», зажигая свечи, а чаще всего – простую лучину. День становился все короче, вечера – длиннее и темнее.
Осенины – время, когда земледельческие работы завершены, поэтому многие крестьяне готовились отправиться на заработки. В течение пяти дней празднества взрослые устраивали «засидки» – небольшие посиделки мастеровых, где за столом обсуждались планы, будущая работа зимой.
Приметы праздника
Торжество неслучайно по народным поверьям называли Малой Пречистой. К этому дню старались убрать с грядок и полей овощи и зерновые, приготовить (очистить) пашни и огороды к зиме. Завершали уборку лука («луковая» неделя), работали на пасеке, готовя пчелиные ульи к долгой зимовке.
Обязательно примечали погоду:
- много звезд на небе в канун торжества – ждать скорых холодов;
- сильный туман с утра в Рождество Матери Божьей – к дождливой осени;
- утром ясно и прохладно – дождей в ближайшее время не будет;
- птицы летают низко – к морозной зиме;
- на праздник идет сильный дождь – ждать дождей еще сорок дней;
- в дождь на небе появилась радуга – осень будет теплой и ясной.
Молились Богородице, просили о зачатии, о здоровье и благополучии детей и родных людей, о скором исцелении от болезней. Обязательно славили Матерь Христа, возносили молитвы о даровании сил для прохождения трудного пути, о защите, о милости. Благодарили за помощь, за выздоровление, просили не оставлять в трудный час. Принято было молиться не только в храме, но и дома, перед образами, особенно тем, кто в силу различных обстоятельств не может посетить службу в церкви.
Кого и как поздравлять в этот день
Издавна в православной традиции принято поздравлять в этот праздник родню, а также женщин любого возраста. Торжество, посвященное Богородице, стало особым днем прославления Матери Божьей, ее силы, милосердия, кротости и святости.
Поэтому поздравляют молодоженов, семейные пары, ждущие пополнения. Замужние и женатые дети поздравляют родителей, приносят угощения или ждут на застолье в собственном доме. Дарят небольшие гостинцы (чаще всего лакомства), обходясь устными поздравлениями, пожеланиями достатка, добра, согласия и здоровья. Уместно преподнести в подарок икону с ликом Богородицы, что обычно делали для особо дорогих и уважаемых людей.
Светлый и благодатный праздник Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы открывает цикл знаменательных дат нового церковного года. Отмечаемое в сентябре, торжество знаменует «начало спасения» и традиционно связывается с верой в покровительство и защиту, даруемую всем православным Матерью Божьей.
Привет! Меня зовут Надя. Я рада видеть вас на своем сайте “Блог хозяйки” о ведении домашнего быта. Я работающая домохозяйка, поэтому меня очень интересуют темы о том, как убираться быстро и эффективно, готовить вкусно, а отдыхать весело. Буду рада знакомству. Если возникнет вопрос, пишите в комментариях или через форму контакта с пометкой “для Нади”.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!